Длинный кулак

Длинный кулакДлинный кулак (чан-цюань):

  • стили ушу использующие длинное усилие - чан-цзин - с полным выпрямлением руки при ударе и дополнительным разворотом плеч для удлинения дистанции удара. Как правило, такие стили ведут бой на дальней дистанции, а для удержания дистанции обычно используются как стремительные перемещения по принципу "один шаг - один удар", так и сочетания ударов рук и ног, с частой сменой как уровней атаки, так и высоты стойки. Более того, характерным явялется упор на технику ног, что выражено в поговорке "длинная рука - сильна ногами, короткая - заботой о себе". Но некоторые стили подобно пигуа-цюань не столько бьют ногами, сколько непрерывно атакуют руками, а в классическом тунбэй-цюань - вообще практически не бьют ногами. Тем не менее и пигуа-цюань и тунбэй-цюань, обладают остальными характерными чертами "длинного кулака", включая и нередкое превалирование атаки над защитой, что даже входит в число принципов тун-бэй - "атаку отбивай только раз, защиту противника разрушай десять раз".

NB: Поскольку в Северных Стилях часто используют длинное усилие, то название "длинный кулак" является синонимом для северных стилей ушу.
Историческая справка: деление стилей ушу на "длинный кулак" и "короткий кулак" было введено Ци Цзигуаном и Чэн Цзунфу, при династии Мин, и означало стили ведущие на дальней и ближней дистаниции. В настоящее время термин "длинный кулак" по-прежнему широко используется в качестве классификатора стилей, в то время как термин "короткий кулак" применяется очень ограниченно.
FYI:Аналогичный принцип удлинения удара применятся и в савате при нанесении ударов ногой (но не рукой), и является его визитной карточкой, отличающим его от кикбоксинга. Что любопытно, и северные стили ушу и сават - славятся именно своей техникой ног.

 

    • одноимённый стиль - чан-цюань, созданный в КНР на основе нескольких школ ушу с похожей манерой боя основанной на использовании длинного усилия. В число стилей на основе которых создан чан-цюань, помимо десятков других, вошли так же стили Тай-цзу цюань и Ча-цюань (Чжа-цюань).
    • одно из названий стиля Тай-цзу цюань, близкого по манере боя современному чан-цюань, и относящегося к группе стилей именуемых "чан-цюань"
    • иногда, не-китайцы путают стиль чан-цюань с похожим на него как по манере боя, так и по транскрипции стилем Ча-цюань (Чжа-цюань)[2], относящемуся к группе стилей именуемых "чан-цюань"
  • по альтернативной версии: стили ушу либо распространённые в районе "длинной реки" - Чанцзян (другое название реки - Янцзы), либо просто использующие длинные и непрерывные движения, т.е. "длинные и непрерывные как река Чанцзян". В этом случае название "длинный кулак" фактически служит синонимом тайцзицюань, и применяется также к различным стилям имеющим пластику движений аналогичную тайцзицюань.
    • сокращённое название комплекса "тай-цзи чан-цюань" стиля Чэн (другой комплекс называется "тай-цзи пао-чуй"), известного также как "108 форм тайцзицюань"
    • одно из названий стиля сань-ши-ци цюань/сань-ши-ци ши цюань (буквально "37 форм") приписываемого Сюй Сюаньпину, и считающегося предшественником 13 основных форм тайцзицюань (8 базовых приёмов и 5 передвижений)
    • одно из названий стиля сянь-тянь цюань ("кулак прежнего неба") приписываемого Ли Даоцзы, и считающегося одним из предшественников тайцзицюань. Другим предшественником считается "кулак последующего неба" - хоу-тянь цюань (известен также как хоу-тянь-фа и хоу-тянь фа-ши), приписываемый Ху Цзинцзы или Сун Чжуншу.