Цинь-на

Первоначально, китайское ушу создавалось как искусство для реальных боевых схваток, но со временем видоизменилось в большинстве своих разновидностей до лечебно-оздоровительного и спортивно-состязательного искусства. Сегодня, подходящими для реального применения считаются считанные единицы из его разновидностей, например, Цинь-на, название которого буквально означает «поймать».
Техника Цинь-на основывается на поимке конечностей соперника, с целью болевого контроля над любыми его действиями.

Но, не смотря на то что Цинь-на содержит сложную технику, большая часть мастерства постигается «изнутри». Глубокая основа Цинь-на в использовании и контроли внутренней энергии Ци. Считается что не используя Ци, нельзя эффективно использовать большинство приемов, техника станет просто «пустышкой».

Именно поэтому, Цинь-на так неразрывно связано с тайцзи-цюань и игуном. Три направления объединяются и разделяются для совершенствования обучения. Три направления это три различные стороны ушу, позволяющие его постичь в совершенстве.
Можно назвать следующие принципы цинь-на:
«Зоркость орла». Чтобы правильно выполнить захват, нужно примечать действия противника еще до того как он совершит их, а когда совершит и даже раньше, нужно уметь реагировать так чтобы остаться в выигрышном положении и обрести превосходство.

«Руки, как пущенные стрелы». Руки, когда осуществляется захват, должны двигаться стремительно, но не резко. Их можно сравнить со стрелами, которые пущенные опытным лучником достигают центра цели, так и руки, способные двигаться быстро и точно, остановят или помогут избежать многих действий противника.

«Идти твердо, как крадется тигр». Тут подразумевается, что нужно уметь устоять при воздействии противника и уметь двигаться твердо, но мягко, в любом положении, на любой позиции.

«Гибкость талии акробата». Все движения совершаемые в поединке должны выражаться через талию, в том смысле что любой захват вовлекает в движение все тело. Невозможно без гибкость осуществить наступление или поворот, отступление или скручивание, наклон или падение, прогиб или припадание.

«Силы тела в дыхании». Дыхание, способно как поддержать, восстановить силы, так и лишить их. Правильное дыхание привносит внутреннею энергию в тело, помогает сконцентрировать ее, например, в руках или наоборот равномерно распределить по всем частям тела. Понимать и контролировать свое дыхание необходимо для постижения сути цинь-на.

«Внезапность силы, подобная молнии». Никогда нельзя бросаться на соперника, не определив до захвата, его слабые места, а после того как найдены уязвимости не стоит медлить и следует атаковать подобно тому как вспыхивает молния. Сила в атаке должна быть разумной и возрастать по ходу атаки, чтобы у противника ни оставалось, ни единого шанса избежать захвата.

«Опыт и знание помогают расти мастерству». Каждый последователь цинь-на должен постичь тридцать шесть приемов цинь-на и семь методов их возможного применения, а кроме того, постичь искусство мгновенного перехода от одного приема к другому и возможности их сочетания.

«Крепкий дух, помогает победу». Обладая сильным телом но слабым духом, легко проиграть. Если дух силен, то даже сильнейшим противник может обратиться в бегство, потому что его дух не позволит твердо идти к победе, выбирать лучшую тактику и хорошо сочетать приемы.

Цинь-на широко распространен в мире, и наиболее ярким его последователем является выходец с Тайваня, китайского происхождения, мастер Ян Чжи Мин.