Айкибудо

Первое упоминание об айкибудо относится к VII в., а именно к 712 г. Так, в древнейшем японском историческом памятнике «Книга старинных вещей» говорится о сражении правителя Такеми Наката с богами боевых искусств, Катимой и Катори. Прием, который применил бог военного искусства, основывался на объединении положительной и отрицательной энергии, дыхательной силе айки и айки-ин-ё, т.е. одним из первых представлений древних о ки — дайто рю айкибудо.

X в. — следующая веха становления боевого искусства айкибудо. В то время получило свое широкое развитие боевое искусство бусидо, которое в переводе с древнеяпонского означает «путь лука и коня».

Первым человеком, применявшим и изучавшим приемы борьбы дайто рю айки дзю-дзюцу, был Минамото Ёсимицу (другое имя Синтра Сабуро). Талантливый полководец и военачальник, он постигал методы боевого искусства на телах людей, погибших в сражениях. Так была впервые отработана техника кансецу (замков), а также различных бросков, ударов и других приемов.

За свои боевые заслуги Ёсимицу получил титул князя (Хэн) и поместье (феод Хэнсю) в японской провинции Кай. Он явился самым первым представителем знаменитого рода Такеда (по названию местности), феод которого сохранялся вплоть до XVI в. Боевое искусство, основанное Ёсимицу, было продолжено членами его семьи, внуками и правнуками. Приемы боевого искусства держались под строгим секретом и являлись достоянием великого рода. Свое боевое искусство они назвали «такеда но хэйхо», воздавая дань уважения великим предкам.

Несмотря на то что со смертью Такеды Сингена его род постепенно пришел в упадок, его дети, внуки и правнуки развивали  

приемы древнего искусства. Они явились основателями нового направления в истории становления боевого искусства айкибудо — кю-ба-но-миси, которое впоследствии получило название бусидо, широко известное и в наше время.

История семьи Такеда — это история Японии, ее войн и преобразований. Внутри клана произошли глубокие изменения. В XVII—XVIII вв. в провинции Айдзу была основана новая ветвь семьи великих воинов — Хэн. Ее основателем явился Куницугу. Члены этого рода стали вассалами древнего феода Хэнсю Кай. Они явились основателями нового направления в боевом искусстве — дайме айдзу (другие названия — госика наи, осика учи). Феодал Айдзу был подчиненным одного из сыновей второго Сёгуна Токугава — Хидетаза. Его мать происходила из семьи Сайго. Со временем монополия на обучение этому виду борьбы стала принадлежать роду Сайго, как самому знатному в Айдзу.

В конце XIX в. право обучения боевому искусству вновь вернулось к роду Такеда. Преемником Сайго Таномо стал Такеда Сокаку. Он стал одним из самых знаменитых учителей дайто рю айки дзю-дзюцу (так в то время называлось боевое искусство, преподаваемое членами семьи Сайго и Такеда) со времен Минамото Ёсимицу.

Наиболее известным учеником Такеды Сокаку стал Уэсиба Морихэи. Начиная с 1915 г. он был учеником мастера, а спустя семь лет стал его помощником и ассистентом. Через 16 лет после знакомства, в 1931 г., учитель передал своему ученику манускрипт, в котором была отражена история семьи Такеда с первых лет ее образования до последнего времени. Однако манускрипт представлял собой не только рассказ о генеалогическом древе рода Такеда, но и описание приемов боевого искусства дайто рю айки дзю-дзюцу.

Великому Уесибе Морихэи принадлежит идея создания нового вида боевого искусства айкидо, которое основывалась на учении Такеды Сокаку дайто рю айки дзю-дзюцу. Морихэи принадлежит развитие нового направления этого вида боевого искусства, техника приемов которого очень сильно отличалась от школы Такеды. В начале 30-х гг. в Японии заговорили о новой ветви дайто рю — дайто рю айки дзю-дзюцу уэсиба рю. Уэсиба Морихэи имел много учеников, среди которых одним из самых способных был Мочизуки Минору.

Мочизуки Минору внес большой вклад в развитие боевого искусства Японии, которое с его легкой руки суждено было увидеть не только народам Дальнего Востока, но и европейцам. Впервые народы Европы увидели классические приемы айки дзю-дзюцу, каратэ-до. Более того, зрителям были показаны приемы владения мечом школы Катори Шинто Рю. В Европе Мочизуки нашел себе новых учеников. После его отъезда из Европы Уэсиба Морихэи послал во Францию другого учителя по имени Абэ Тодаши, боевые приемы которого приближались к дайто рю айки дзю-дзюцу уэсиба рю.

После возвращения из Европы Мочизуки Минору снова начинает преподавать в школе Ёсейкан. Так, на протяжении трех лет он тренировал талантливого французского борца-дзюдоиста Джима Алшейка, который явился соавтором книги Минору «Мой метод айки дзю-дзюдцу», увидевшей свет в 1956 г. Основанный на айки дзю-дзюдцу Уэсиба Морихэи, он вобрал в себя и технику дзюдо, и элементы фехтования школы Катори Шинто Рю.

50-е гг. были ознаменованы не только появлением нового направления в боевом искусстве, получившего название айки дзю- дзюцу ёсейкан, но и проведением показательных соревнований.

В 1957 г. во Францию возвратился ученик Мочизуки Минору Джим Алшейк, который занял пост представителя школы Айкидо Дзюзцу Ёсейкан. Вместе со своими японскими учителями (X. Мочизуки, С. Сугияма и др.), он явился организатором Французской федерации айкидо тай-дзюцу и кендо (ФФАТК).

Жизнь Джима Алшейка оборвалась трагически. Он погиб в 1962 г. в результате покушения, связанного с войной в Алжире. После гибели Алшейка к Минори Мочизуки обратился ассистент погибшего Алан Флоке, который выразил соболезнования учителю в связи с невосполнимой потерей и высказал тревогу о будущем боевого искусства во Франции, ставшего делом их жизни. Через некоторое время место Алшейка в додзё на авеню Пермантье занял сын учителя Мочизуки, а Алан Флоке вернулся к должности ассистента, занимаемой при жизни Джима Алшейка.

Впоследствии Алан Флоке сделал карьеру от ассистента-преподавателя до прямого представителя Мочизуки Минору, учителя айкидо в Европе, получившего из рук мастера 7-й дан и степень Кеси.  Он же в 1980 г. ввел термин «айкибудо», представляющий собой сочетание техники ёсейкан айкибудо и айки дзю-дзюдцу и в настоящее время принятый во всем мире.

Сегодня айкибудо — развивающийся вид боевого искусства, получивший признание не только на Дальнем Востоке, в Японии, но и в Европе. Французская федерация дзюдо и секция айкиндо поддерживают постоянные связи с японскими классическими школами. Это говорит о том, что, находясь в движении, в стремлении познать себя, свой внутренний мир, люди очень часто обращаются к прошлому, к своим корням, истокам, которые дают им силу для самопознания и самоопределения в мире.