туры в коблево

Содержание и методика обучения на этапе спортивного совершенствования

Главная / Дзюдо

1. Индивидуально групповая технико-тактическая подготовка (СС-1)

   Значительный объем сложно-координационных технических действий, содержащихся в пяти разделах спортивной борьбы (Ю. А. Шулика, 1988; 1993), не может быть весь использован одним человеком, поскольку психострессорные условия борцовского поединка затрудняют процесс выбора действий, адекватных его мгновенно меняющимся ситуациям.
   Очевидно, именно этот фактор заставляет тренеров склоняться к целесообразности формирования коронного приема (А. Г. Станков и др., 1984).
   Большинство борцов высокой квалификации имеют один коронный прием, который приходится аранжировать большим числом вспомогательных технических действий и выжидать подходящего момента для его успешного проведения (Я. К. Коблев, 1990; М. Н. Рубанов, 1981 и др.).
   На наш взгляд, этот путь не является оптимальным. Тем не менее, по мере продвижения к высшему спортивному мастерству сужать технический арсенал необходимо. Основным направлением сокращения числа приемов для индивидуального комплекса, на наш взгляд, является избавление от тактически однотипных приемов с оставлением хотя бы по одному из каждого раздела борьбы.
   По мнению Ю. А. Шулики (1988), А. С. Кузнецова (2002) и И. И. Иванова (2002), при подготовке в спортивной борьбе (так же, как и в других видах единоборств) должен доминировать девиз – «выигрывать минимумом технических действий в максимуме возможных в бою ситуаций».
   Начинать процесс формирования достаточно необходимого, оптимального индивидуального технического арсенала на ранних этапах подготовки нецелесообразно, поскольку в этот период изменяется расположение центров масс тела и сформировавшиеся координационные структуры могут впоследствии оказаться неоптимальными.
   Процесс индивидуальной подготовки целесообразно начинать на этапе спортивного совершенствования (СС), когда в этом возрасте, как правило, уже сформировались индивидуальные пропорции тела и проявилась предрасположенность к двигательной асимметрии.
   Таким образом, можно считать, что весь период базовой технической и видов базовой технико-тактической подготовки является общеобразовательным, необходимым как в интересах стратегической спортивной подготовки, так и в интересах всестороннего физического развития.
   Этап спортивного совершенствования, в соответствии с рекомендациями Ю.А. Шулики (1988, 1993), А. С. Кузнецова (2002), включает в себя: индивидуально-групповую технико-тактическую; индивидуально-групповую тактико-техническую и индивидуально-групповую тактическую подготовку.
   В этот период на тренировке все должны проходить одну тему, но каждый решает проблему своим путем. Содержание всех возможных путей было пройдено на этапах базовой подготовки, когда каждый независимо от своих особенностей должен был овладевать обязательной программой.
   Причем индивидуальность будет проявляться прежде всего:
   • в асимметричности технико-тактического арсенала;
   • привязанности технико-тактического арсенала к собственным соматическим особенностям, в особенности к пропорциям тела;
   • привязанности тактики борьбы к морфофункциональным задаткам.
   В работе Г. С. Туманяна и Э. Г. Мартиросова (1976) констатируется факт естественного отбора спортсменов со специфическим для данного вида спорта телосложением. Установлено, что наиболее характерной для борцов высокого класса является фигура с относительно короткими ногами, длинным туловищем, короткими руками (кроме вольной борьбы), широкими плечами и средним тазом. 3амечена разница в телосложении борцов различных весовых категорий (борцы более тяжелого веса имеют более длинные, массивные ноги и более широкий таз). Естественно, что различные виды борьбы накладывают свой отпечаток на телосложение (борцы вольно стиля должны иметь более длинные руки, самбисты и дзюдоисты могут иметь более длинные ноги).
   В ряде работ по этой проблеме (Э. Г. Мартиросов, А. А. Новиков, 1972; Ю. А. Моргунов, В. И. Харламов, X. И. Юсупов, 1975; Ю. А. Моргунов, Ю. А., И. В. Шинелев, Р. С. Потратий, 1975 и др.) дается анализ технико-тактического мастерства борцов в зависимости от пропорций тела (имелись в виду длина туловища, длина ног). В работах по вольной борьбе пропорции даны более дифференцированно. Но рекомендации, основанные на данных педагогических наблюдений, еще носят фрагментарный характер и не имеют методической системы, поскольку авторы этих работ вынуждены были пользоваться существующими субъективными классификациями технических действий.
   До сих пор в программах и методических рекомендациях по всем видам борьбы, включая дзюдо, нет алгоритмов для проведения технических действий в условиях смены взаимных длин и пропорций тела и его конечностей.
   К тому же в дзюдоистской литературе имеются такие вводящие в заблуждение всех европейцев рекомендации, использование которых приводит к поражению.
   Во-первых, такие приемы, как тсуори-коми-госи (проворот глубоким подседом с захватом за отворот и рукав) можно проводить только в демонстрационном режиме. Попытки борцов проводить такой прием при встрече с противником, имеющим большую длину тела, не дают положительного результата. Отрабатывавший такой прием пытается адаптировать его, становясь на колени, что приводит к еще большей неудаче. В то же время невдомек использовать в таком случае обыкновенный Сеои-наге (метание взваливанием) с добавлением к нему приставки Гаке (обрыв), т. е. с колен. Еще пример. 3наменитый Ясухиро Ямасито проводил Хане-маки-коми (проворот подсадом голенью изнутри с захватом руки под плечо), в то время как ему гораздо проще было бы проводить Сеои-гаке (проворот с колен).
   Теоретические константы планирования учебного процесса с учетом взаимных пропорций тела
   Анализ классификаций телосложения в вышеприведенных работах и собственные исследования дают основание обобщить все подходы и привести в более удобную систему для планирования индивидуализированной технической подготовки.
   На вышестоящем уровне (после взаимных стоек в проекции на горизонтальную плоскость) учитывается рост: средний, длинный, короткий. При определении предпочтительных технических действий целесообразно ограничиваться понятиями: выше противника (1), ниже противника (n). На нижележащем уровне располагаются две равнозначные категории признаков (схема 9.6.1). С одной стороны, это уже знакомые стойки в проекции на сагиттальную плоскость, с другой – особенности строения тела атакующего и противника (ширина плеч, таза, длина туловища, длина ног). Всего может быть 144 сочетания.
   Схема 9.6.1
   Подчиненность признаков, влияющих на технико-тактические предпочтения в спортивной борьбе (по Ю. А. Шулике, 1988)

дзюдо

   С целью сокращения количества возможных сочетаний было принято три типа, характеризующих пропорции тела борцов среднего роста (в своей весовой категории).
   1. Широкоплечие (V) – с несколько уплощенной грудной клеткой, тазом средней ширины, ногами средней длины. ОЦТ располагается в пределах нормы. Такие признаки позволяют при относительно свободном выходе со стартовой позиции (при разгоне) создавать большое количество движения («живую силу снаряда»). Это обеспечивается: выгодным приложением мышечных усилий при относительно коротких ногах (по сравнению с легкоатлетами, игровиками);
   • выгодным приложением мышечных усилий при относительно широком тазе (по сравнению с гимнастами);
   • большим радиусом при вращении плечевой оси. Высокорослые борцы с таким сложением имеют, как правило, относительно длинные ноги и более высокорасположенный ОЦТ. Это дает определенные преимущества, но ставит проблему повышения устойчивости в атаке и защите.
   Низкорослые этого же типа имеют более короткие ноги и более широкие плечи. Это позволяет вести более «силовую» борьбу с приложением усилий в основном к плечевому поясу противника.
   2. Среднеплечие (П) имеют длинное цилиндрическое туловище, средней ширины таз, короткие и сильные ноги. Несмотря на сравнительно узкие плечи, плечевые суставы таких борцов обеспечены мощными дельтовидными мышцами. ОЦТ расположен в пределах нормы. При таком сложении эффективны приемы с разгибанием в коленном и тазобедренном суставах, вращательные движения в проекции на сагиттальную плоскость (за счет мышц-сгибателей, разгибателей туловища). Сравнительно узкие плечи позволяют достаточно легко прорываться на ближнюю дистанцию (особенно с отворачиванием от противника). Высокорослые борцы с таким сложением встречаются сравнительно редко. Низкорослых борцов с такой фигурой тяжело выводить из равновесия.
   3. Узкоплечие (?) имеют широкий таз, массивные и сравнительно длинные ноги. ОЦТ расположен ниже нормы. Встречаются борцы с широкими плечами, но в этом случае они имеют очень короткое туловище. Низкорослые борцы такую фигуру имеют довольно редко.
   При таком сложении эффективны приемы с разгибанием в коленном и тазобедренном суставах без глубокого подхода к противнику с преимущественным элементом перетягивания. Таких борцов тяжело вывести из равновесия.
   Коррекция индивидуального технико-тактического арсенала
   На данном этапе подготовки снова приходится обращаться к феномену двигательной асимметрии с более детальной расшифровкой собственных возможностей (Е. К. Аганянц, Г. Б. Горская, 2003; В. Н. Лебедев, 1975; К. Д. Чермит, 1992).
   Следует иметь в виду, что «моторная асимметрия проявляется в управлении движениями и включает неравенство функщщ рук, ног, мышц правой и левой половины туловища. Такая конструкция асимметрии компонентов тела сказывается на формировании общедвигательного поведения человека. В 75 % случаев правая рука является ведущей, ее левое полушарие – доминантным. Среди представителей homo sapiens от 5 до 10 % левшей и от 15 до 20 % «равноруких» (что не всегда, особенно в ситуативных видах спорта, является преимуществом).
   Признаками ведущей конечности являются предпочтения при выполнении действия, высокая эффективность усилий, быстрота, точность, доминирование при совместной деятельности. Ведущей руке принадлежит основная роль в сознательном действии при эмоциях. Неведущая рука более вынослива к статическим усилиям, служит опорой.
   У 70 % левшей доминирует левая нога, у 20 % – правая. У левшей преобладает одноименное доминирование (у 90 % – левая, у 7 % – правая нога).
   Все вышесказанное должно нацеливать на углубленный анализ врожденных двигательных асимметрий в целях максимально эффективного использования при формировании индивидуального технико-тактического арсенала и при учете индивидуальных возможностей вероятных противников.
   Индивидуализация типа технико-тактических подготовок
   К этому возрасту становится ясной индивидуальная способность к такому качеству, как скорость разнонаправленного движения. Это качество предопределяет состав технико-тактического арсенала с позиций его разнонаправленности или однонаправленности.
   Борцу с низкой скоростью разнонаправленного движения целесообразно использовать повторные или усиленные броски вместо разнонаправленных подготовок или комбинаций.
   Есть борцы, имеющие способность к использованию только фронтальных комбинаций, а другие – к диагональным или продольным комбинациям.
   Оптимизация подготовки по всем вышеперечисленным разделам и составляет задачу индивидуально-групповой технико-тактической подготовки.

2. Индивидуально-групповая тактико-техническая подготовка

   (Оптимизация технико-тактического арсенала при смене противником захватов)
   На занятиях в соответствии с перечнем возможных в борьбе дзюдо захватов как в положении стоя, так и в положении партера группе «противников» дается задание бороться с использованием запланированного на данную неделю (двухнедельный цикл) захвата.
   «Атакующий» использует любые освоенные им в период базовой подготовки захваты. При этом он может построить свою тактику на срыве неудобного для него захвата, может согласиться с захватом противника и продолжать борьбу, может навязать в ответ свой захват, нейтрализующий атакующие функции захвата противника.
   Конечно, тренировка не проходит только в этом ключе. Она состоит из раздела индивидуальной работы над техникой, из раздела совершенствования специальных физических качеств и в случае приближения промежуточных соревнований включает подготовку к встречам с наиболее вероятными противниками.

3. Индивидуально-групповая тактическая подготовка

   (оптимизация технико-тактического арсенала при смене противником стилей борьбы)
   В соответствии с учебным планом, на тренировке стабилизируются умения и навыки реализации своих методов воздействия на противника и собственных стилей борьбы.
   Группе «противников» дается задание бороться с использованием запланированного на данную неделю (двухнедельный цикл) метода воздействия на противника или стиля борьбы.
   «Атакующий» использует любые освоенные им в период базовой подготовки методы воздействия на противника и стили борьбы. При этом он может построить свою тактику на срыве попыток противника навязать ему свой метод или стиль, а может согласиться с ним, если уверен в том, что может переиграть противника в единообразном противоборстве.
   Как и в предыдущем разделе, эти задания отрабатываются только в части урока. Остальное время отводится на индивидуальную подготовку в соответствии с индивидуальными планами подготовки к предстоящим соревнованиям.