Этапы психологической подготовки
При планировании учебно-тренировочного процесса во всех его разновидностях необходимо учитывать время «созревания» психических функций детского и юношеского организма.
Следует всегда помнить, что нервно-психические функции развиваются в следующей последовательности:
1. Формируется произвольное внимание.
2. Формируется способность к согласованным движениям (коорди-нированность).
3. Развивается механизм сенсорных коррекций, как способность проявлять согласованные движения в условиях смены ситуаций.
4. Формируется способность к согласованным движениям в меняющихся ситуациях, реализуемых в повышенном психострессорном режиме.
14.3.1. Морально-этическая подготовка
На начальном этапе подготовки единоборцев целесообразно больше уделять внимания морально-этическому разделу психологической подготовки применительно к проблемам детей и взрослых по их воспитанию. Практически тренер должен брать на себя основную роль воспитателя, поскольку именно он является наиболее значимой и не надоевшей личностью.
Причем необходимо усвоить факт того, что ритуалы, зачастую не воспринимаемые всерьез нашими тренерами, играют важнейшую роль. Все должно начинаться с поклона спортивному залу, тренеру, группе, с подчеркнуто кропотливого завязывания пояса и т. д.
На 1-м учебно-тренировочном полуэтапе основное внимание уделяется:
• отвлечению ребят от «тусовок»;
• внушению им чувства превосходства над ними;
• обеспечению устойчивости против влияния распространителей наркотиков;
• внушению необходимости корректного поведения в школе и обществе;
• приучению к общественно полезному труду;
• приучению к соблюдению порядка;
• приучению к ответственности за соблюдение порядка.
На 2-м учебно-тренировочном полуэтапе, когда подходит пубертатный период (период полового созревания), в задачу морально-этической подготовки входит половое воспитание:
• отношение к женщине;
• отношения с половыми конкурентами;
• целесообразное поведение на массовках;
• целесообразное поведение на тусовках;
• этика поведения в различных слоях общества.
Далее морально-этическая подготовка ведется или индивидуально, по мере необходимости, или в процессе массовых мероприятий коллектива.
14.3.2. Волевая подготовка
На начальном этапе в состав волевой подготовки включается:
• развитие способности выполнять строевые команды;
• развитие способности самостоятельно развивать физические качества. На 1-м учебно-тренировочном полуэтапе в состав волевой подготовки должны входить:
• выполнение строевых команд;
• развитие способности самостоятельно развивать физические качества;
• развитие способности преодолевать нежелание участвовать в соревнованиях.
На остальных этапах волевая подготовка осуществляется в процессе подготовки к участию в соревнованиях.
14.3.3. Эмоциональная подготовка (обеспечение координированности и оптимальной сенсомоторики в психострессорных ситуациях (психомоторики)
Эмоциональная подготовка начинает осуществляться с момента подготовки к первым соревнованиям и носит в основном индивидуальный характер.
Возможно использование групповой психотерапии по внушению коллективной уверенности в своих силах или в целях снятия напряжения и усталости.
Лучшими способами эмоциональной подготовки являются:
• проведение показательных выступлений;
• постепенное усложнение соревновательных заданий;
• посещение других коллективов физкультуры и проведение там схваток;
• проведение непрестижных схваток с более квалифицированными спортсменами;
• участие в учебно-тренировочных сборах совместно с представителями других коллективов физкультуры;
• большее участие в выездных соревнованиях без заданий на результат;
• участие в командных соревнованиях.
>>>